Новостная лента

Администрация Нефтекумского городского округа Ставропольского края

ruenfrde

Меню

 

     

 

Коррупционные риски

В Национальном плане противодействия коррупции констатируется, что, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. 

В этой связи противодействие коррупционным проявлениям и рискам должно стать важным элементом государственной политики, в том числе и в сфере муниципальной службы. В формировании механизма противодействия коррупции особая роль отводится государственным и муниципальным служащим, деятельность и служебное поведение которых должны соответствовать международным стандартам и требованиям отечественного законодательства в указанной сфере.

Термин «коррупция» происходит от латинского coruptio - портить, развращать, подкупать. 

Для российского общества проблема коррупции приобрела особую значимость, поскольку масштабы коррупции в России достигли значительного уровня.

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Указанным законом введено определение «коррупция»: злоупотребление служебным положением, дача взятки, посредничество во взяточничестве, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица. 

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ определяет, что противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

 Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты, в том числе: 

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; 

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». 

В целях принятия необходимых мер по противодействию коррупции администрацией городского округа приняты муниципальные правовые акты, регламентирующие противодействие коррупции, в частности:

Постановление от 06 февраля 2020 г. № 146 "Об утверждении Положения об антикоррупционной политике и Положения о конфликте интересов в АНГО СК, ее отраслевых (функциональных) и территориальном органах"

Постановление от 16 августа 2019 г № 1213 "Об утверждении Порядка представления декларации конфликта интересов и соблюдения требований антикоррупционого законодательства работниками АНГО СК, ее отраслевых (функциональных) и территориального органов"

Постановление от 14 февраля 2019 г. № 168 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционного мониторинга применения нормативных правовых актов администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края"

Коррупционные риски – условия и обстоятельства, предоставляющие возможность для действий (бездействия) лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, с целью незаконного извлечения выгоды при выполнении своих должностных полномочий. Одним из необходимых условий эффективной борьбы с коррупцией является разработка методик выявления потенциальных коррупционных рисков в системе государственного управления. 

Методическое обеспечение работы по оценке коррупционных рисков началось с принятием 13 февраля 2013 года Минтрудом России «Методических рекомендаций по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации государственных функций…».

Механизм выявления коррупционных рисков содержит следующие элементы:

1) определение потенциально коррупциогенных сфер деятельности органа; 

2) выделение отдельных полномочий государственного или муниципального служащего, при выполнении которых существует вероятность возникновения коррупционных проявлений или действий; 

3) закрепление коррупциогенных должностей в органе государственного или муниципального управления; 

4) выявление скрытых потенциальных возможностей государственной или муниципальной системы, способствующих коррупционным проявлениям со стороны должностных лиц. 

Согласно ПОСТАНОВЛЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ НЕФТЕКУМСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ от 28 декабря  2017 г. № 16 «Об утверждении перечня должностей муниципальной службы в администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, ее отраслевых (функциональных) и территориальных органах, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а так же сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а так же сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» к должностям, связанным с коррупционными рисками, отнесены должности, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает:

- осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;

- предоставление государственных и/или муниципальных услуг гражданам и организациям;

- осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

- управление муниципальным имуществом;

- осуществление закупок для муниципальных нужд;

- хранение и распределение материально-технических ресурсов.

Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ установлены следующие обязанности муниципальных служащих, направленные на противодействие коррупции:

1) Предоставление сведений о своих доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, доходах, расходах и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Невыполнение муниципальным служащим данной обязанности является правонарушением, влекущим увольнение его с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

2) Уведомление представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Невыполнение данной обязанности является правонарушением, влекущим увольнение с муниципальной службы либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3) Принятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта.

Муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

4) Гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в Перечень должностей муниципальной службы при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих расходах, а также сведения о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции управления данной организацией входили в должностные обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Гражданин, замещавший должности или муниципальной службы, включенные в указанный перечень, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Несоблюдение данной обязанности влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), с указанным гражданином.

5) Муниципальному служащему запрещено получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Муниципальному служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых муниципальный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции муниципального управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения. 

Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении муниципальным служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых муниципальный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции муниципального управления, необходимо оценить, настолько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей. 

Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении муниципального служащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей. 

Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то муниципальному служащему рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации муниципального органа, и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения. 

В случае если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками муниципального служащего подарков от физических лиц и/или организаций, в отношении которых муниципальный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции муниципального управления, рекомендуется: 

- указать муниципальному служащему, что факт получения подарков влечет конфликт интересов; 

- предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость; 

- до принятия муниципальным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок. 

В целях уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений. Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.

Ко взяточничеству относятся такие составы преступлений, как получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ) и посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).

Для предупреждения подобных негативных последствий необходимо воздерживаться от поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки. В частности:

- уделить особое внимание манере своего общения с коллегами, представителями организаций, иными гражданами;

- при взаимодействии с гражданами воздерживаться от употребления подобных выражений: «вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить параметры», «ну что делать будем?» и т.д.

- не обсуждать такие темы как «низкий уровень заработной платы и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд»; «отсутствие работы у родственников»; «необходимость поступления детей в образовательные учреждения»; «желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку» и т.п.

- обратить внимание, что совершение определенных действий может восприниматься как согласие принять взятку или просьба о даче взятки (регулярное получение подарков, даже стоимостью менее 3 000 рублей; посещения ресторанов совместно с представителями организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) руководителя).

   

 

Яндекс.Метрика
Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…