Способы хищений с использованием современных информационно-коммуникационных технологий
Хищение, совершенное с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, является общественно опасным деянием, причиняющим имущественный вред гражданам и разрушающим нравственные устои общества.
Наблюдается значительный рост преступлений, связанных с хищением денежных средств у физических и юридических лиц со счетов в банках и иных кредитных организаций, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий в сети «Интернет», с помощью средств сотовой связи.
Мошенники используют разные способы обмана людей в сети «Интернет» от спама до создания сайтов-двойников. Цель злоумышленников – получить персональные данные пользователя, номера банковских карт, паспортные данные, логины и пароли. У потерпевших похищаются денежные средства под предлогом совершения каких-либо банковских операций, направленных на восстановление якобы поврежденных данных об их банковских вкладах, либо путем введения их в заблуждение. При этом зачастую злоумышленники представляются банковскими работниками.
Анализ способов совершения преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий показал, что в основном используются несколько способов:
- первый способ – злоумышленник звонит или отправляет СМС-сообщение на телефоны, сообщая, что банковская карта или счет мобильного телефона потерпевшего заблокированы в результате преступного посягательства, и затем, представляясь сотрудником банка или телефонной компании, предлагает набрать комбинацию цифр на мобильном телефоне или банкомате для разблокировки, в результате чего денежные средства перечисляются на счет преступника;
- второй способ – звонок от «сотрудника» службы технической поддержки оператора мобильной связи с предложением подключить новую услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленника;
- третий способ – потерпевший заказывает товар через сеть «Интернет», оплачивает его путем перечисления денежных средств на банковскую карту продавца, но не получает заказ.
С целью пресечения совершения преступления, необходимо критически относиться к таким сообщениям и не выполнять просьбы.
При возникновении подобной ситуации необходимо самостоятельно связаться с оператором банка, сотовой связи и узнать о совершении блокировки карты, номера телефона, отключения услуг и т.д. Данные действия действительно поспособствуют незамедлительному установлению злоумышленника и пресечению совершения преступления.
Помните, что ни одна организация, включая банк, не вправе требовать реквизиты Вашей карты, включая CVV-код!